Пояснительная записка
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебный план МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа», реализующий
адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с умственной
отсталостью, вариант 1, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа» разработан на основе
положений Стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV классы;
2 этап - V - IX классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I классе и 34
учебных недель в году со II по IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V IX класс).
Продолжительность учебной недели во всех классах - 5 дней. Обучение осуществляется
в одну смену. Начало уроков в 8:45 часов.
Продолжительность уроков: 1 классы - 35 минут (I и II четверти); 1 классы - 40 минут
(III и IV четверти); 2 - 9 классы - 40 минут.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и коррекционных занятий.
Плотность учебной работы на уроках по основным предметам не превышает 80 %.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
− для обучающихся 1-х классов – 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока
физической культуры;
− для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока
физической культуры;
− для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
− для обучающихся 8-9 классов – не более 8 уроков.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований: учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и
только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре –
по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания
знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти при традиционном режиме обучения.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей:
язык и речевая практика; математика; естествознание; искусство; физическая культура;
2
технология; коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
В данном учебном плане часы, отводимые на часть, формируемую участниками
образовательного процесса во 2 - 4 классах распределены на учебные предметы в связи с
необходимостью более полного изучения данных предметных областей и распределением
учебного материала в учебных пособиях и учебниках: математика - 1 час, русский язык - 2
часа.
В данном учебном плане часы, отводимые на часть, формируемую участниками
образовательного процесса в 5-9 классах распределены на: математику в 5-9 классах - 1 час;
русский язык в 5 и 6 классах – 1 час.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Коррекционно-развивающая область учебного плана, согласно требованиям Стандарта,
является обязательной и представлена коррекционно-развивающими занятиями узких
специалистов
(учителей-логопедов,
педагогов-психологов,
учителей-дефектологов):
логопедические занятия, дефектологические занятия, психокорреционные занятия, ритмика.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение осуществляется МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
3
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации
инвалида.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 6 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность в МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа» организуется в
соответствии с требованиями Стандарта и АООП по следующим направлениям развития
личности:
спортивно-оздоровительная
деятельность,
проектная
деятельность,
коммуникативная
деятельность, художественно-эстетическая творческая деятельность, информационная
культура, «Учение с увлечением», марафоны знаний.
В учебный план внеурочной деятельности включены следующие направления,
рекомендуемые для все обучающихся с 1 по 4 классы и с 5 по 9 классы:
- информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» - 1 час в неделю;
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся – 1 час в неделю.
Выбор остальных направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется образовательной организацией.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов.
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
3
3
3
3
12
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
1
1
1
5
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
4
4. Искусство
Музыка
2
1
1
1
5
Рисование (изобразительное
искусство)
1
1
1
1
4
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
3
3
3
3
12
6. Технология
Труд (технология)
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
-
3
3
3
9
Русский язык
-
2
2
2
6
Математика
-
1
1
1
3
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
21
23
23
23
90
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
24
Логопедические занятия
3
3
3
3
12
Развитие психомоторики
1
1
1
1
4
Развитие сенсорных процессов
1
1
1
1
4
Ритмика
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
16
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
4
Итого
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов.
Предметные области
Класс
Учебные предметы
Количество часов
V
Всего
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (Литературное
чтение)
4
4
4
4
4
20
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
3. Естествознание
5
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной
жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
Итого
27
28
29
29
29
142
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
2
2
1
1
1
7
Русский язык
1
1
Математика
1
1
1
1
1
5
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
29
30
30
30
30
149
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
Логопедические занятия
2
2
2
2
2
10
Развитие психомоторики
2
2
2
2
2
10
Развитие сенсорных процессов
1
1
1
1
1
5
Ритмика
1
1
1
1
1
5
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
Курс «Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
5
Профессиональное самоопределение
1
1
1
1
1
5
4. Человек и
общество
5. Искусство
2
6