УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) вариант 1_

Пояснительная записка
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебный план МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа», реализующий
адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с умственной
отсталостью, вариант 1, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа» разработан на основе
положений Стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV классы;
2 этап - V - IX классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I классе и 34
учебных недель в году со II по IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V IX класс).
Продолжительность учебной недели во всех классах - 5 дней. Обучение осуществляется
в одну смену. Начало уроков в 8:45 часов.
Продолжительность уроков: 1 классы - 35 минут (I и II четверти); 1 классы - 40 минут
(III и IV четверти); 2 - 9 классы - 40 минут.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и коррекционных занятий.
Плотность учебной работы на уроках по основным предметам не превышает 80 %.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
− для обучающихся 1-х классов – 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока
физической культуры;
− для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока
физической культуры;
− для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
− для обучающихся 8-9 классов – не более 8 уроков.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований: учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и
только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре –
по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания
знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти при традиционном режиме обучения.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей:
язык и речевая практика; математика; естествознание; искусство; физическая культура;
2

технология; коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
В данном учебном плане часы, отводимые на часть, формируемую участниками
образовательного процесса во 2 - 4 классах распределены на учебные предметы в связи с
необходимостью более полного изучения данных предметных областей и распределением
учебного материала в учебных пособиях и учебниках: математика - 1 час, русский язык - 2
часа.
В данном учебном плане часы, отводимые на часть, формируемую участниками
образовательного процесса в 5-9 классах распределены на: математику в 5-9 классах - 1 час;
русский язык в 5 и 6 классах – 1 час.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Коррекционно-развивающая область учебного плана, согласно требованиям Стандарта,
является обязательной и представлена коррекционно-развивающими занятиями узких
специалистов
(учителей-логопедов,
педагогов-психологов,
учителей-дефектологов):
логопедические занятия, дефектологические занятия, психокорреционные занятия, ритмика.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение осуществляется МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
3

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации
инвалида.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 6 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность в МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа» организуется в
соответствии с требованиями Стандарта и АООП по следующим направлениям развития
личности:
спортивно-оздоровительная
деятельность,
проектная
деятельность,
коммуникативная
деятельность, художественно-эстетическая творческая деятельность, информационная
культура, «Учение с увлечением», марафоны знаний.
В учебный план внеурочной деятельности включены следующие направления,
рекомендуемые для все обучающихся с 1 по 4 классы и с 5 по 9 классы:
- информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» - 1 час в неделю;
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся – 1 час в неделю.
Выбор остальных направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется образовательной организацией.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов.
Предметные области

Класс

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

3

3

3

12

Чтение

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

4

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование (изобразительное
искусство)

1

1

1

1

4

5. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

3

3

3

3

12

6. Технология

Труд (технология)

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

-

3

3

3

9

Русский язык

-

2

2

2

6

Математика

-

1

1

1

3

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

Логопедические занятия

3

3

3

3

12

Развитие психомоторики

1

1

1

1

4

Развитие сенсорных процессов

1

1

1

1

4

Ритмика

1

1

1

1

4

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

16

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

4

Итого

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов.
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
V

Всего

VI

VII

VIII

IX

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное
чтение)

4

4

4

4

4

20

2. Математика

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

3. Естествознание

5

Биология

-

-

2

2

2

6

География

-

2

2

2

2

8

Основы социальной
жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

-

-

-

-

2

6. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

2

2

2

2

2

10

7. Технология

Труд (технология)

6

6

7

7

7

33

Итого

27

28

29

29

29

142

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:

2

2

1

1

1

7

Русский язык

1

1

Математика

1

1

1

1

1

5

Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

Логопедические занятия

2

2

2

2

2

10

Развитие психомоторики

2

2

2

2

2

10

Развитие сенсорных процессов

1

1

1

1

1

5

Ритмика

1

1

1

1

1

5

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

Курс «Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

5

Профессиональное самоопределение

1

1

1

1

1

5

4. Человек и
общество

5. Искусство

2

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».